hillion

Categories:

Почему большевики устроили гонения на церковь

Совсем коротко.

В течение буквально нескольких месяцев после Октябрьской Революции большевики приняли довольно широко известный Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Декрет со всех точек зрения прогрессивный и демократический. Но именно он предопределил грядущий практически тотальный переход РПЦ на сторону «белых» и соответственно, репрессии против священнослужителей.

Причина была проста.
До революции церковь была частью государства. Содержание её осуществлялось за счёт бюджета государства. Добровольные пожертвования прихожан давали хрен десятых дохода церкви. А собственный бизнес у неё отобрал ещё, если не изменяет память, Пётр I, если не его отец. 

Но более того. Посещаемость церкви и участие в церковных таинствах во многом обеспечивало тоже государство. Раскрою страшную тайну: до революции существовала специальная справка о причастии, и для всех граждан православного вероисповедания было обязательно представлять её по месту службы время от времени (раз в месяц или два, не помню уж точно). 

Таким образом, отделив церковь от государства, большевики просто отправили её в свободное плавание по финансам. И вся церковная инфраструктура, порою сотни храмов в одном городе, внезапно осталась и без прихожан (причастие стало необязательным), и без денег (желающих в нищем 1918 году пожертвовать на содержание храма было ой как немного).

Отсюда вся обида — выжить РПЦ без прямой поддержки бюджета уже не могла. Ну то есть могла, но на уровне чуть лучше каких-нибудь там баптистов. К чему всё в итоге и пришло. Соответственно, уже через месяц — два, когда весь расклад стал ясен, РПЦ превратилась в сугубо антибольшевистскую и контрреволюционную организацию, а каждый приход — в центр пропаганды против советской власти.

Учитывая, что в советскую власть по первости кого только не пришло, то церемониться там никто особо не собирался. И в ответ пошли сажать, казнить и выгонять из храмов, а порой и просто грабить (впрочем, это бывало и без повода). Относительный порядок во власти выковался только в ходе Гражданской войны, когда всякую полубандитскую анархистскую публику в рядах революционных лидеров либо расстреляли, либо выгнали в компании с батькой Махно в Париж и прочие зарубежные командировки. Кто-то, конечно, просто умерил пыл и подчинился партийной дисциплине.

Кстати, отсюда же и массовое использование храмов под склады, клубы, а то и снос. Дело в том, что храм по упомянутому Декрету выдавался под религиозную общину. Но к 1917 году глубоко верующих, не скептически относящихся к РПЦ, было уже не так много. Было немного похоже на сегодняшний день: православными называли себя этак под три четверти населения, но при этом в церковь ходили только на поминки, крестины и свадьбу. И соответственно, на 2 или 3 прихожанина, конечно, церковь никто не выделял. В тех городах и сёлах, где церквей было довольно много, действующими оставались немногие из них. Остальные, понятно, пытались использовать под что-то другое — но что? Склад из церкви так себе, клуб тоже, разве что хор устроить... В общем, сносили их по разным причинам, и из идейной борьбы с религиозным мракобесием — в довоенные (до 1941 года) поры этого хватало ещё; и из сугубо прагматических соображений — освободить место под что-то более практичное; и потому, что та или иная церковь могла ассоциироваться с авторитетом царской власти или аристократии.

Конечно, свою роль в неприязненных отношениях РПЦ и новой власти сыграло то, что при царе РПЦ была филиалом государства, его идеологическим отделом, всячески проклинавшим революционеров и прогресс. Именно Победоносцев был духовным лидером антилиберального и антикоммунистического крыла в государственной власти РИ, и именно он же был учителем Николая II. Не случайно последний неудачливый император так до конца и не решился на нормальную реформу государственной системы, которая бы увела из лагеря революционеров хотя бы мелкую буржуазию.

Но всё же главная причина именно в том, что когда новая власть призвала всех «начать с чистого листа», РПЦ этого сделать не смогла. Слишком привыкла жить комфортно и богато за пазухой у царской власти. И поэтому никакого сочувствия в тяжкие годы Гражданской войны у новой власти не вызывала.

Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.